ЧУДО-ЛОДКА. ЧИТАЙ, КАК ПО КАМЕ ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПАРОХОД ОТПРАВЛЯЛИ
Дата публикации: 12.10.2020
В истории прочно закрепилось, что первый русский пароход был построен в 1815 году владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом. Но мало кто знает, что это был всего лишь апгрейд деревянной парусной барки. На нее установили паровую машину в 4 лошадиных силы и паровой котел, приводившие в действие колеса. Да и называлось это плавучие средство вовсе не пароход, а стимбот — на английский манер. А вот первый русский пароход был построен и появился на Каме в июне 1816 года. Сделали его на Пожвинском железоделательном заводе Всеволожского по чертежам инженера Соболевского. Пароход имел мощность в 24 лошадиных силы, а местные газеты писали, что такое изобретение «никогда не утомится и не потребует принуждения, не попросит прибавки к жалованию».
Нечистая сила
До появления парохода по рекам и озерам России товары и людей перевозили различные плавучие средства. В начале XIX века на Каме появились коноводки — суда, приводимые в движение конной тягой. Их, кстати, тоже придумали на заводе Всеволожского. Лошади внутри лодки двигались по кругу и вращали вал, который подтягивал лодку к якорю, заброшенному выше по течению. По Волге возили грузы бурлаки — они впрягались в лямки и тянули баржу в любую погоду. Из-за болезней и тяжелого труда бурлаки редко доживали до старости. Пароходы бурлаки считали нечистой силой, троекратно отплевывались и читали молитвы.
Великое пароходное противостояние
Изобретение на пермской земле парохода не остановило петербургского промышленника Берда. Он активно рекламировал свое изделие, добиваясь «привилегии» — единоличного права на производство и организацию водоходства в России, и получил ее в 1817 году. Узнав о пермских пароходах, Берд тут же обратился в Департамент путей сообщения с жалобой, что это может его «ввергнуть в невозвратные убытки». В итоге Всеволожскому пришлось получать разрешение у Берда на право производить пароходы. Первый «разрешенный» пермский пароход был построен только в 1821 году и был назван «Пожва» — по названию местного селения. В конце концов в 1841 году на Суксунском заводе построили первый в мире буксирный пароход с железным корпусом — «Никита Демидов». Пароход вывели в Сылву, подцепили две баржи с чугуном и через пять дней доставили к пристани Левшино. Пермь — первая на Каме и Волге!